Орган по-балтийски
Для начала заметим: у Ааре-Пауля Латтика совершенно своеобразная пластичная манера движения, прямо-таки балетная. В уютный субботний вечер нового 2011 года саратовцы услышат произведения И.С. Баха, А. Пярта, А. Каппа и Ш. Турнемира. Впервые в России прозвучит симфоническая поэма «Пляска смерти» К. Сен-Санса в переложении гостя Саратовского органного фестиваля, известного собственными органными версиями сонат Листа и Рахманинова. Несмотря на мрачное название, поэма вызывает бурю эмоций, скорее ярких и восторженных, нежели грустных и удручающих. Приезд органиста в Россию у органиста - не первый, поэтому у него была возможность сравнить залы, инструменты, публику в разных городах. И «голосовые» данные саратовского органа в личном рейтинге Ааре-Пауля займут, надеюсь, верхние строчки. Впрочем, столь же тепло все европейские органисты отзываются и о приеме саратовской публики:
А.-П.Латтик: Замечательно, что у вас есть такой достойный инструмент, такой удивительный зал и, конечно, благодарный слушатель. Вообще, концерты органной музыки в России любят и посещают больше, чем на Западе. Может быть, это связано с всеобщим европейским предубеждением, что орган - это не светский инструмент, а органист - человек церкви. Ведь орган испокон веков играл в католических соборах. А в Саратове он расположен в одном концертном зале с фортепиано и воспринимается как «просто» инструмент. Отсюда - особый контакт со слушателями.
Органная музыка требует определенного вслушивания: в игру регистров, переливы звуков, и еще она более других, на мой взгляд, пробуждает воображение - под нее можно бесконечно фантазировать. Орган - инструмент уникальный, хотя бы потому, что у него гораздо больше возможностей, нежели у прочих. Возможно, любой инструмент можно назвать уникальным, даже обыкновенные тарелки или ложки, если на них сыграно нечто необычное и убедительное... Но для меня только орган всегда будет необыкновенным - с первого моего знакомства с ним в детстве. Это достаточно любопытная история: вместо школьных уроков я частенько отправлялся гулять по улочкам родного города. Старый красивый Таллинн, где на каждом шагу случаются открытия, преподнес мне сюрприз. Однажды совершенно случайно я набрел на ворота собора Св. Иоанна. До сих пор отчетливо помню музыку - звуки органа, доносившиеся изнутри. Я не видел того, кто играл, просто слушал музыку. И тогда что-то во мне изменилось, я подумал: наверное, быть органистом - это все равно, что быть волшебником. И это убеждение живо во мне до сих пор.
Не каждый сможет и захочет посвятить себя органу. Ведь это тяжелый труд - и физический, и психологический. К тому же сегодняшний динамичный темп жизни порождает потребность у людей - осуществления чего-либо вмиг. А в музыке ничего не бывает быстро. Это длительный процесс поисков, упражнений. Все скоро приобретенное быстро улетучивается. Поэтому музыкой, в особенности органной, занимаются чудаки- волшебники. Эти чудаки учатся всю жизнь - предела совершенствованию нет, ведь в природе не существует двух совершенно одинаковых органов.
Органы бывают разные как по технике исполнения, так и по стилю звучания. Есть барочный испанский орган, французский романтический, немецкий романтический, немецкий барочный. И у каждого свой «голос», к каждому нужно подобрать правильные «ключи». И постигать это можно всю жизнь, каждый раз открывая что-то новое. Боюсь, что даже в конце пути останется нечто неизвестное. До встречи, дорогие саратовцы, на концерте в Новом Году!
Добавить комментарий