Выставка живописных работ Валентины Медведкиной «Земля обетованная».
Валентина Михайловна Медведкина родилась в 1938 году в Ярославле. В 1956-1961 училась на живописно-педагогическом отделении Саратовского художественного училища у Б.В. Миловидова, В.Ф. Гурова, В.П. Бадаквы, В.А. Конягина, Л.Л. Захаровой, В.А. Белоновича, В.К. Данилова, В.С. Успенского, Е.И. Макаровой. Участница городских, областных, зональных, республиканских, всероссийских, зарубежных выставок с 1962 года. Автор нескольких персональных выставок. Член Союза художников России с 1978. Произведения В.М. Медведкиной представлены в музеях Саратова, Энгельса, Хвалынска, Владивостока, а также в российских и зарубежных частных коллекциях.
Выставка «Земля обетованная» объединяет работы из мастерской художницы и из собрания Радищевского музея, что дает возможность получить представление об основных этапах ее творческого становления, начиная с середины 1970-х годов - и практически до настоящего времени.
Жанровые пристрастия Валентины Медведкиной сформировались уже на начальном этапе ее художнического самоопределения: в советские времена, когда вершинами иерархии жанров считались тематические картины и постановочные портреты вождей и ударников производства, она предпочитала создавать лишенные патетики, привлекающие негромкой, искренней лирикой пейзажи. Этой «специализации» она остается верна и по сей день, лишь изредка отдавая дань натюрмортам.
Высокое мастерство и незаурядная колористическая одаренность живописца со всей очевидностью проявляются в самой ранней из представленных в экспозиции работ - «После дождя» 1975 года. Изысканная лаконичность цветового решения, безошибочно найденная мера пластического обобщения, текучая плавность линейного рисунка, позволяют причислить ее к лучшим образцам пейзажной традиции саратовской школы, вызывая в памяти произведения В. Борисова-Мусатова, П. Уткина, раннего Б. Миловидова.
Работы 1980-х годов «Вечер», «Смирновское ущелье», «Осень», «Шиповник» также характеризуются утонченной сдержанностью палитры. Медведкина словно намеренно выбирает «непарадные» мотивы, переходные состояния природы, чтобы продемонстрировать все богатство колористических нюансов угасающего вечернего неба, пропитанных влагой сумерек над лугом, теплых неярких красок начала осени. «Роща» 1986 года, написанная в разбеленной зеленовато-голубой гамме, легкими, дробными касаниями кисти, напоминающими приемы пуантилистов и передающими трепет листвы и вибрацию густого летнего воздуха, воспринимается как декоративное панно, сотканное из цвета и света. Тонкая, почти призрачная женская фигурка - необыкновенно тактично вписанный в пейзаж автопортрет художницы - кажется плотью от плоти этого райского уголка, «духом места», неизменно пребывающим в гармонии с миром природы, и являющимся олицетворением самой ее сути и красоты.
В ряде работ 1990-х годов сохраняется «фирменный» медведкинский серебристый колорит («Пейзаж с лодкой», 1992; «Городской пейзаж», до 1996), и в то же время появляется потребность работать более открытым, чистым цветом («Яблоня», 1990). В 2000-е годы эта тенденция усиливается и сочетается со стремлением к импрессионистической этюдности, к большей пленэрной достоверности в передаче мгновенных состояний свето-воздушной среды. Палитра становится более яркой, насыщенной, движение кисти более энергичным, значимую роль начинает играть фактура («На острове Примытый»; «Пейзаж с козами», 2005; «Цветущие луга», 2007). В выборе пейзажных мотивов предпочтение все чаще отдается панорамным видам с высокой линией горизонта, охватывающим широкие пространства и позволяющим уже не просто запечатлевать идиллически-уютные уголки «малой родины» но создавать эпически-обобщенные, монументальные образы «Земли обетованной» - желанной, счастливой и изобильной во всех проявлениях - в пышном цветении и увядании, в бурных порывах стихии и в безмятежном послегрозовом умиротворении.
Добавить комментарий