Династия Романовых в портретах и реликвиях
Выставка «Династия Романовых в портретах и реликвиях» является одним из мероприятий крупного социокультурного проекта партнёрского Радищевского музея «Под Высочайшим покровительством...».
Выставка «Династия Романовых в портретах и реликвиях» посвящена 400-летию возрождения российской государственности и избрания первого царя из династии Романовых. На ней представлены живописные, графические и скульптурные произведения, редкие книги и предметы декоративно-прикладного искусства из собраний Радищевского музея, Третьяковской галереи, Русского музея, картинной галереи Вольского краеведческого музея и научной библиотеки СГУ. Основное ядро выставки составляют портреты венценосных особ и членов их семей. Парадные и камерные, написанные для царских дворцов и различных учреждений, официальные и «домашние» - они составляют важную и значимую часть художественного наследия нашей страны. В этих лицах - отражение российской истории, в основном её парадной стороны, когда величие страны измерялось представительностью правящего монарха.
Среди портретов русских царей богатством образов отличается иконография Петра Великого, мощная фигура которого всегда была примером для других правителей. На выставке представлен портрет, восходящий к типу Б.-К. Растрелли, где подчеркнуты возвышенное благородство и полководческая слава императора. Ориентируясь на лиричную линию изображений Петра Великого, неизвестным художником XIX века написан портрет, где государь изображён на нейтральном фоне в простом мундире с голубой лентой ордена Андрея Первозванного.
Самым ранним произведением на выставке является портрет первой немецкой принцессы в русской царской семье Шарлотты Христины Софии, жены царевича Алексея, сына Петра I. Творчество «универсального живописца» Луи Каравакка, незаменимого гофмалера при дворах русских правителей от Петра I до Елизаветы Петровны, представлено «Портретом императрицы Екатерины I в пеньюаре» (1720-е, ГРМ) и изображениями её дочерей - Анны Петровны (ГТГ) и «Елизаветы в мужском костюме» (ГРМ). Царственная Елизавета Петровна уже в качестве императрицы предстаёт на портрете кисти французского художника Луи Токе (ГТГ).
С соблюдением всех канонов парадного портрета - большой формат, монументальная композиция, тщательное изображение царских регалий - написаны «Портрет императора Петра III» Ф.С. Рокотова (ГРМ) и «Портрет императрицы Екатерины II» неизвестного художника XVIII века. Екатерина Великая предстаёт в бытность великой княгиней на картине А.П. Антропова (с оригинала П. Ротари), в коронационном антураже на портрете кисти датчанина В. Эриксена, в образе богини Миневры на картине работы итальянца С. Торелли (1770, ГРМ), в сверкании драгоценных камней и переливах муара на портрете «венского итальянца» И.-Б. Лампи.
Прекрасный портрет Павла I, проведшего большую часть жизни в ожидании власти, кисти неизвестного художника конца XVIII века удачно сочетает черты парадности и камерности. Уникальный художественно-исторический памятник кратковременного правления «русского Гамлета» - картина «Коронация Павла I и Марии Фёдоровны», благодаря талантливой кисти М.-Ф. Квадаля погружает нас в торжественную атмосферу начала нового правления. На выставке также представлены памятные предметы, связанные с восшествием на престол императоров от Елизаветы I до Николая II: медали, жетоны, роскошные коронационные сборники и другие.
Познакомиться с областью образования царских детей в начале XIX века позволяет богатый материал из семейной коллекции С.А. Юрьевича, одного из наставников цесаревича Александра Николаевича. На выставке представлены портреты некоторых из его учителей, а также учебная литература (Научная библиотека СГУ имени Н.Г. Чернышевского). Выставка даёт редкую возможность увидеть портреты цесаревича в возрасте от 12 до 20 лет, а также изображения императора Александра II, где он изображён в военной форме, к ношению которой приучался с детства. Завершает ряд портретов царя-освободителя последнее его прижизненное изображение кисти К. Е. Маковского, любимого живописца императора (1880, ГТГ).
Во всём великолепии царственного облика предстают прекрасные представительницы русского императорского дома: любимая дочь Николая I герцогиня Лейхтенбергская Мария Николаевна в серебристом платье на фоне горного пейзажа, супруга Александра II Мария Александровна в богатом жемчужном украшении, императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III (1882, ГРМ) в блеске бриллиантов и жемчугов.
Фигура Александра III имеет для Радищевского музея особенное значение. Дружеские отношения А.П. Боголюбова с наследником, а потом и императором содействовали открытию музея и пополнению его коллекций. На выставке представлены «Портрет императора Александра III» работы Н.К. Шильдера и некоторые произведения европейских живописцев, переданные из фондов Императорского Эрмитажа в 1880-е годы: «Пир богача и Лазарь» Бенедетто Калиари, «Приморский вид» неизвестного французского художника XVII века, «Аллегория скульптуры» (1726) Жана Франсуа де Труа и другие.
Живописной свободой, тонкой психологической характеристикой отличаются портреты членов императорской семьи, написанные первым портретистом своего времени В.А. Серовым: великой княжны Ольги и великого князя Михаила (1893, ГРМ), великого князя Михаила Николаевича (1900, ГТГ) и его сына, великого князя Георгия Михайловича. Великолепным цветовым аккордом звучит эскиз «Миропомазание Николая II в Успенском соборе» (1896, ГТГ).
Помимо портретов царских особ, представляющих официальную сторону жизни императоров, на выставке экспонируются предметы, дающие возможность соприкоснуться с частной жизнью некоторых членов императорской семьи. Для подарков в семейном кругу предназначались портреты-камеи, сделанные великой княгиней Марией Фёдоровной, супругой будущего императора Павла I. Высокий профессионализм венценосной любительницы виден в портрете её мужа и её первенца, будущего императора Александра I.
Среди экспонатов выставки - заздравная стопа петровского времени, посвящённая военным победам русского оружия; редкий памятник русской книжной культуры XVII века «Букварь» К. Истомина (его первый, рукописный экземпляр был вручён для обучения детей Петра I), роскошный сигарный сундук, подаренный Николаем I канцлеру К.В. Нессельроде (Вольская картинная галерея). Многие предметы декоративно-прикладного искусства, украшенные гербом Российской империи, монограммой или портретом государя являются знаком монаршей милости. «За верныя службы октября 28 дня 1764 году» был пожалован Екатериной II атаману Волжского казачьего войска Никифору Кащееву золочёный ковш, - традиционный подарок старшинам казацких войск за службу при императорском дворе. Продолжают тему "жалованной" вещи стеклянные кубки, которыми отмечали заслуги подданных из привилегированных сословий. Драгоценным подарком к церковным или семейным праздникам в императорской семье были изделия из фарфора. Основанный в 1744 году при Елизавете Петровне Императорский фарфоровый завод работал, в основном, для нужд императорского двора.
Богатая галерея живописных и скульптурных царских портретов, представленных на выставке, даёт возможность познакомиться с развитием русского искусства XVIII - начала XX веков, вспомнить о деяниях, совершённых в годы правления того или иного императора, разглядеть особые личностные качества конкретного государя за маской светской приветливости.
Добавить комментарий