Иван Новосельцев. Живопись, графика
Выставка произведений Ивана Михайловича Новосельцева приурочена к столетию со дня рождения художника. В экспозиции представлены работы, начиная с середины 1930-х и заканчивая второй половиной 1980-х годов из коллекций Радищевского музея, саратовских музеев и Энгельсского музея краеведения, а также собраний семьи и друзей художника.
Судьба Ивана Михайловича Новосельцева сопоставима с судьбой многих мастеров, пришедших в искусство в послевоенные годы. На его долю выпало немало тяжёлых испытаний. Год рождения художника - 1914-й, совпал с началом Первой Мировой войны. В этот же год на фронте погиб его отец, так и не увидев сына. Война, но уже другая, не менее страшная, Великая Отечественная, навсегда оставила в жизни Ивана Новосельцева неизгладимый след. Студентом четвёртого курса Одесского художественного института его призвали на фронт. Он прошёл всю войну от начала до конца, от рядового автоматчика до гвардии майора, помощника начальника оперативного отделения штаба дивизии.
До наступления войны И. Новосельцев успел не так уж и мало. В 1930-1933 годах он учился в Саратовском художественном техникуме (так в те годы называлось Художественное училище) у талантливых и таких разных художников и педагогов, как В.М. Юстицкий, Б.В. Миловидов, Ф.В. Белоусов. Доучиться Ивану Новосельцеву не удалось: материальные трудности заставили юношу уйти из техникума и начать работать. Затем была служба в армии, после окончания которой он поступил в Одесский художественный институт на живописный факультет. Но закончить институт опять не получилось, в июне 1941 года он ушёл на фронт. После войны вернулся в Саратов и сразу активно включился в художественную жизнь города. Будучи прирождённым и убеждённым реалистом, он искренне верил, что задача искусства состоит в наиболее точном и объективном отражении действительности.
Рассматривая творчество мастера в целом, становится очевидно, что самую значимую часть его искусства составляют жанровые полотна. Настоящий «картинщик», он создал целый ряд произведений, посвящённых истории своей страны: жизни деревни, коллективному труду, военному времени. Не все они равноценны по своим художественным достоинствам, но две работы имеют все основания быть вписанными в историю советской реалистической живописи ХХ века. Речь идёт о картинах «В дни коллективизации» и «Матери. 1941 год».
В основу создания этих композиций легло личное переживание происходящего. Картина «В дни коллективизации» была написана в 1959 году и явилась итогом долгих и глубоких размышлений о жизни, её сути, высшей справедливости. Отойдя от общепринятых правил изображения исторических событий, художник показал «великий перелом в деревни» изнутри, представив его, как настоящую семейную трагедию. Созданию этого полотна предшествовала длительная, очень кропотливая и внимательная работа. Сохранилось большое количество этюдов и эскизов, по которым можно составить представление о том, как рождался и трансформировался замысел, как долго и вдумчиво художник искал необходимые характеристики персонажей, выстраивал композицию. Показав коллективизацию, как тяжёлое событие в жизни отдельной семьи, картина не сразу «прошла» на республиканскую и всесоюзную художественные выставки. Она не вписывалась в общепринятые каноны советского изобразительного искусства, по которым было принято изображать этот процесс как радостное событие или однозначный идеологический конфликт.
Спустя восемь лет, в 1967 году, была написана ещё одна программная работа мастера - «Матери. 1941 год». Замысел полотна родился из воспоминаний художника о том, как провожали его на фронт родители: «...распрощавшись с родителями за селом, отправился он на железнодорожную станцию, и, оглянувшись, увидел мать - она бежала вслед за сыном, что-то крича, плача, и вдруг, как подкошенная, упала на пыльную, выжженную солнцем дорогу». В этой картине художнику удалось создать монументальный, обобщённый образ женщины: матери, жены, способной, сохранив веру, противостоять любым жизненным испытаниям. Эта работа уверенно вписывается в число лучших произведений советской живописи, посвящённых Великой Отечественной Войне.
Человек с его внутренним миром - переживаниями, размышлениями всегда был интересен художнику. Поэтому закономерно, что значительную часть наследия мастера составляют портреты, которые условно можно разделить на несколько групп. К первой - относятся портреты-типажи, которые писал Новосельцев, работая над созданием жанровых картин. Эти портреты - острые, метко схваченные характеристики будущих героев. Этюды к полотну «В дни коллективизации», представленные вместе на выставке, наглядно демонстрируют большую подготовительную работу мастера в поисках основного стержня своей картины. «Портрет Лаганова» был написан для будущей работы «Первые пионеры», а образ романтического, одухотворённого юноши в «Портрете Ромашки Арбитмана» послужил прототипом к известному портрету Сергея Есенина - любимого поэта художника.
Во вторую группу можно объединить собственно портреты. На них изображены члены семьи, родственники, друзья художника. Нежно привязанный к своей жене, детям и внукам, И.М. Новосельцев часто изображал их в разные периоды жизни. С большой любовью написан один из лучших портретов - «Портрет сына» (1956). Естественная поза, живой, открытый взгляд, ощущение радости жизни...В этой работе мастеру блестяще удалось передать непосредственность и эмоциональность детского восприятия мира. Совсем с другой интонацией написан портрет первой жены художника. Полон затаённой грусти и погружённости в себя её взгляд в работе «Пристанное. Осень. Портрет жены». Александра Степановна,Сашенька, как ласково называл её И.М. Новосельцев, была самым родным и близким для него человеком. Она помогала ему во всём, оберегала, окружала заботой. «Настоящей женой художника» называли её друзья и коллеги Ивана Михайловича. Тёплым чувством отмечены и портреты второй жены - Марии Ивановны Зайцевой, которая была рядом с ним последние 16 лет и много сделала для сохранения творческого наследия мастера. Помимо портретов жены, большую серию работ он посвятил своим детям и внукам: «Портрет сына Володи», «Серёжечка», «Портрет внука Алёши» «Портрет внучки Лерочки»... По этим картинам мы видим, как росли дети и внуки художника, менялись, становились взрослыми, но неизменными оставались чувства любви и внимание, с которыми написаны эти портреты.
Третью группу произведений составляют автопортреты. И.М. Новосельцев писал себя на протяжении всей жизни. Синтез глубины психологической характеристики и мастерства живописи в созданных образах самоидентификации, позволяют приблизиться к художнику, постараться понять его характер, склад натуры, движения его внутренней жизни.
То, что живописные и графические работы И.М. Новосельцева стали неотъемлемой частью собраний всех без исключения саратовских музеев, говорит о многом, и в первую очередь о той роли, которую он играл в художественной жизни города. Яркий представитель официального искусства послевоенного времени, человек с активной гражданской позицией, он участвовал в жизни Саратовского отделения Союза художников: избирался членом правления, председателем ревизионной комиссии, делегатом на съезды Союза художников.
В 1950-1970-е годы Иван Михайлович Новосельцев создал лучшие свои произведения. Несмотря на то, что художник был убеждённым реалистом, его полотна далеко не всегда соответствовали представлениям об идеальной соцреалистической картине. Очень серьёзно и честно относящийся к творчеству, он пытался быть искреннем и правдивым в своём искусстве.Следование этому принципу позволило художнику не скатиться к созданию «культовых» картин. И даже в произведениях достаточно компромиссных, он смог избежать ложного пафоса. Представленные на выставке произведения И.М. Новосельцева - это не только высокий уровень исполнения, но и яркий документ эпохи, в зримых образах отражающий важный период истории государства.
Выставка работает по 7 сентября 2014 года.
Добавить комментарий