«Связь времен. Живопись, скульптура, авторская книга саратовских художников конца XIX – начала XXI веков».
При поддержке ПАО «Северсталь»
3 апреля 2015 года в 16.00 в Радищевском музее (ул. Первомайская, 75)
открывается выставка «Связь времен. Живопись, скульптура, авторская книга саратовских художников конца XIX - начала XXI веков».
На выставке «Связь времен», посвященной 130-летнему юбилею Радищевского музея, представлены произведения из его собрания, созданные саратовскими художниками, начиная с восьмидесятых годов XIX века - до сегодняшнего дня. История изобразительного искусства нашего города неразрывно связана с историей музея. Во многом благодаря открытию музея в Саратове появилась блистательная плеяда мастеров совсем не провинциального масштаба - Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Александр Савинов, Александр Матвеев. Как брошенный в воду камень оставляет шлейф кругов на воде, так и их творчество оказало огромное влияние на все последующие поколения саратовских художников.
На выставке впервые будет предпринята попытка не просто показать историю поэтапного развития саратовского изобразительного искусства, но выявить основные тенденции и обозначить круги и связи внутри столь протяженного художественного процесса. Экспозиция построена не по хронологии, а по принципу формально-стилистической близости произведений разного времени, что позволит увидеть, каким образом находки, сделанные художниками в начале прошлого столетия, использовались во второй половине ХХ и продолжают трансформироваться в начале ХХI века.
Одной из основных линий развития саратовского изобразительного искусства является линия декоративного символизма, берущая начало в творчестве Виктора Борисова-Мусатова и впоследствии получившая название «саратовской школы живописи». В начале ХХ века эта линия развивалась в работах Петра Уткина, Павла Кузнецова, Александра Савинова. В 1920-е - начале 1930-х годов ее продолжили Борис Миловидов, Фёдор Белоусов, Евгений Егоров, Михаил Аринин, Владимир Кашкин, Алексей Сапожников и другие. К концу 1930-х годов живописные традиции «саратовской школы» были насильственно прерваны: Пётр Уткин, который на протяжении многих лет преподавал в местном художественном училище, и большинство его самых талантливых учеников, уехали из города, а немногие оставшиеся были вынуждены подстроиться под жесткие требования соцреализма. Но, несмотря на это, сущностные черты «саратовской школы» - повышенное внимание к особенностям волжской свето-воздушной среды, изысканная графичность в изображении степного ландшафта, декоративность колорита и символизм цвета - подспудно сохранялись и в последующие десятилетия. В начале 1990-х годов группа художников во главе с Павлом Маскаевым и Владимиром Мошниковым предприняла попытку возрождения цвето-пластических и духовных принципов «саратовской школы». На выставке их работы абсолютно органично сочетаются с классическими произведениями мастеров 1920-х годов. И сегодня многие художники, работающие в совершенно разных направлениях, продолжают изучать и каждый по-своему использовать в творчестве богатые живописные традиции прошлого.
Вторая линия в экспозиции выставки представляет авангардное направление в саратовском искусстве и объединяет работы Валентина Юстицкого, Давида Загоскина, Константина Полякова и Музы Егоровой-Троицкой 1920-х годов и произведения, созданные во второй половине ХХ - начале ХХI века. В отличие от первого направления, развивавшегося достаточно последовательно и имевшего ярко выраженный местный колорит, саратовский авангард, несмотря на всю смелость его художественных экспериментов, не обладал специфическими отличительными чертами, которые выделяли бы его на фоне общероссийского художественного контекста, и не сформировал своей особой традиции, на которую могли бы опереться художники второй половины ХХ века. В 1950-е годы молодые живописцы Виктор Чудин, Владимир Солянов, Вячеслав Лопатин восприняли традиции русского авангарда опосредованно, через общение с вернувшимся из Франции Николаем Гущиным. А начиная с 1980-х годов саратовские художники, занимавшиеся формальными и концептуальными поисками, опирались уже на пластические достижения мирового искусства.
Третья линия представлена произведениями художников-реалистов. В 1930-е - 1950-е годы в Саратове, как и по всей стране, основным направлением в изобразительном искусстве становится соцреализм. Жанровые композиции Алексея Бородина и Ивана Новосельцева, автопортреты Владимира Гурова и Валентина Юстицкого, пейзажи Ивана Щеглова и Леонида Гусева не только обладают художественной ценностью, но и являются документами времени, заключающими в себе характерные черты советской эпохи. Более поздние сюжетные картины Александра Саликова и Анатолия Учаева, созданные в середине 1970-х, уже далеки от принципов соцреализма и воплощают размышления художников о жизни и предназначении человека. В эти же годы одним из главных жанров саратовского изобразительного искусства по-прежнему остается пейзаж.
В отдельный блок объединены работы, в которых основными средствами выразительности являются экспрессия цвета, динамика движения мазка и скульптурная лепка фактуры. Истоком этого направления в саратовском искусстве в конце 1940-х - начале 1950-х годов стало творчество Николая Гущина и Валентина Юстицкого. В 1960-е годы эту традицию продолжили художники круга Гущина, прежде всего Николай Аржанов и Владимир Солянов. Позднее, в 1980-е - 1990-е годы эта линия становится одной из основных в творчестве более широкого круга саратовских мастеров. Многие из тех, кто начинали свой путь как реалисты или символисты (Ю. Пашкин, Р. Батаршин, Т. Хаханова), после долгих поисков и экспериментов, по-своему переосмыслив традицию, в 2000-е годы приходят к живописному экспрессионизму.
Выставочная экспозиция, дающая достаточно полное представление об основных тенденциях развития искусства нашего города, тем не менее, не смогла вместить целый ряд значимых имен, поскольку музейное собрание произведений саратовских художников очень масштабно и с каждым годом продолжает пополняться. Так исторически сложилось, что «саратовская школа живописи» стала своеобразным культурным брендом нашего города, известным далеко за его пределами. Однако у себя на родине, как мастера предыдущих поколений, так и те, кто работает сегодня, малоизвестны широкому зрителю. Мы надеемся, что эта выставка будет способствовать изменению отношения к искусству наших мастеров, которыми Саратов по праву может и должен гордиться.
Добавить комментарий