«Величие Российской империи». Выставка из собрания Государственного музея-заповедника «Московский Кремль»
На выставке, посвященной почти двухвековому периоду истории нашего государства, экспонируется более 170 произведений русского, западноевропейского и восточного искусства XVIII - XIX вв.
Подобранные для показа предметы, помимо высокой художественной ценности, имеют особое историческое, мемориальное значение, значительная их часть происходит из Императорской Рюст-камеры, Придворной конторы, личных покоев императоров, Сервизной кладовой Зимнего дворца, Кремлевских соборов, основного собрания Оружейной палаты.
Постепенные изменения, подготовившие перемены, произошедшие в XVIII веке, происходили еще в предшествующее столетие, но решительные и действенные реформы были проведены Петром Великим. Преобразования в армии, оружейном деле, формирование наградной системы, строительство новой столицы государства - все это в первую очередь связано с именем первого русского императора. Поэтому естественно, что открывают экспозицию предметы, напоминающие о реформировании военного дела и оружейного производства, об организации вместо закрытых оружейных мастерских в Кремле новых заводов в Сестрорецке и Олонце. Это - кортик Петра I из Преображенского дворца, появившаяся в русской армии в начале XVIII века мортирка, офицерский знак, шпага, седельные пистолеты.
Как и в XVI-XVII веках, одним из самых любимых развлечений при дворе продолжала оставаться охота, однако прежние формы организации царской охоты уступили место новым, принятым при европейских монарших дворах. Вместе с этим изменился комплект охотничьего вооружения. Еще одним новшеством стало то, что в охоте стали принимать участие и женщины. Русские императрицы XVIII века известны как страстные охотницы. Представлены образцы русского и западноевропейского оружия, соответствующего пышности и роскоши придворного охотничьего церемониала - богато украшенные тульские седельные пистолеты и петербургская винтовка, штуцер незаурядного богемского оружейника и конструктора Леопольда Бехера и пистолеты работы Тюрена, придворного оружейника Людовика XIV.
Строительство новой столицы, дворцов, проведение празднеств, требовало новой домашней утвари, мебели, украшений интерьера. По указу Петра I в 1717 г. во вновь построенной столице открывается шпалерная мануфактура, где была создана экспонируемая шпалера с портретом Петра I. Для украшения интерьеров парадных залов могли использоваться также крупные высокохудожественные произведения из драгоценных материалов, например, серебряные блюда, такие как блюдо выдающегося московского мастера Алексея Раткова, поднесенное в соответствии с русским придворным церемониалом XVIII-XIX веков Екатерине II жителями Смоленска.
Подобные репрезентативные серебряные изделия имели особое значение. Так, появившиеся в XVIII веке серебряные столовые сервизы, служа утилитарным целям, демонстрировали и высокий статус владельца. Таким сервизом является Парижский сервиз, над изготовлением которого трудились парижские и петербургские серебряники.
Камерные, но в тоже время статусные серебряные сервизы, были подарены Екатериной II своим маленьким внукам. В состав каждого из этих детских приборов, выполненных придворным ювелиром Иоганном Генрихом Бломом, входили небольшого размера поднос, кофейник, чайник и молочник, сахарница и полоскательная чаша.
Придворным развлечениям, увеселениям, балам при дворе посвящена группа ювелирных изделий. Табакерки, использовавшиеся не только для нюхательного табака, распространившегося в России в XVIII веке, но и для флирта, несессеры и часы на шатлене - все эти драгоценные аксессуары призваны передать атмосферу галантного XVIII века.
Восемнадцатое столетие считается женским веком в отечественной истории, однако именно в то время, когда Российской империей правили женщины, произошло ее включение в экономическую, политическую и культурную систему европейских стран. Государство обрело выход к Черному морю, возросло его военное могущество, активно осваивались территории Урала и Сибири, строились новые города и дороги, развивались торговля и промышленность.
Новое административно-территориальное деление страны, начало которому в 1708 году созданием губерний положил Петр Великий, было продолжено его преемниками. Кардинальная реформа в этой области была проведена Екатериной II. Она же повелела выполнить для дальнейшей отправки в наместничества и губернии репрезентативные столовые сервизы из серебра. На выставке представлены предметы из Митавского сервиза петербургского мастера Н.Ю. Лунда и Казанского сервиза парижского серебряника Р. -Ж. Огюста.
Особое место на выставке занимает группа мемориальных серебряных изделий, связанных с освоением Сибири в XVIII веке. Среди них - серебряная кружка, пожалованная Петром I иркутскому воеводе стольнику Лариону Акимову Синявину, группа изделий мастеров Тобольска - крупного центра серебряного дела в России XVIII века, выполненных для Дениса Чичерина, губернатора Сибири, табакерка с черневой картой Сибири, на которой особо отмечены "вновь сысканные Алеуцкие острова", до 1867 года принадлежавшие России.
Начало XIХ столетия в глазах потомков неразрывно связано с именем Александра Первого. На время правления этого императора пришлись войны с Наполеоном и, в первую очередь, Отечественная война 1812 года, исход которых повлиял на ход мировой истории. В экспозиции - личные вещи Александра, фарфоровые изделия мануфактуры Даготи, подаренные ему Наполеоном по случаю заключения Тильзитского мира, образцы строевого оружия времен войны 1812 года, памятная доска с текстом Манифеста Священного союза, подписанного после падения империи Наполеона в сентябре 1815 года Александром I, австрийским императором Францом I и прусским королем Фридрихом Вильгельмом III в Париже.
Правление Александра I отмечено и появлением в России новых центров производства оружия - оружейных заводов в Ижевске и Златоусте, образцы мастерства которых также представлены на выставке.
Разрушенная после нашествия неприятеля Москва требовала восстановления. Начавшееся в период правления Александра I строительство особенно активно продолжалось при Николае I. Велось масштабное переобустройство Кремля; особенно значительным стало возведение Большого Кремлевского дворца, частью которого явилось и новое здание Оружейной палаты - старейшего российского музея. Посетители выставки могут увидеть ключи от Спасских и Боровицких ворот Кремля с вензелем Николая I, сервиз, специально выполненный на Императорском фарфоровом заводе для нового дворца и шпалеру-экран Петербургской императорской шпалерной мануфактуры, украшавшую одну из его комнат.
Отдельный комплекс экспонатов иллюстрирует процесс становления российской орденской системы. Первый орден, введенный царем Петром в 1698 году, - орден Св. Андрея Первозванного - на протяжении XVIII-XIX веков оставался высшей наградой Российской империи. Этот и другие российские ордена представлены на выставке. Наряду с награждениями орденами продолжала существовать традиция пожалования ценными подарками, сложившаяся еще до появления орденов в России. В группу экспонатов, связанных с наградной системой, включены пожалования Елизаветы Петровны и Екатерины II - ковш и сабля. К памятным вещам, связанным с награждением за военные заслуги относятся также табакерка, изготовленная в память о победе Русской армии в битве при Кунерсдорфе, одного из главных сражений в ходе Семилетней войны, и офицерская кавалерийская сабля - золотое наградное оружие за Крымскую кампанию 1854-1856 годов.
Выставку завершает раздел, посвященный коронации российских монархов. На блюде работы московского мастера чеканено изображение первой коронации в России - коронации супруги Петра Екатерины. Представлены также далматик, шляпа, перчатки, шпага коронационного герольда, и облачения Митрополита Филарета, бывшего на коронации 1856 году первенствующим архиереем. Блюдо, поднесенное по случаю коронации Екатерине II, а также образцы жетонов, раздававшиеся во время торжеств, начиная с коронации Екатерины I и заканчивая коронацией Николая II, отражают соответствующие традиции, соблюдавшиеся во время проведения этих длившихся несколько дней празднеств.
На протяжении XVIII-XIX столетий укрепляются старые и возникают новые связи России со странами Востока. Особенно восточные мотивы были созвучны стилю рококо, в русле которого существовали такие направления как тюркери и шинуазри. Восточное оружие, часы и ювелирные украшения Ирана и Турции, фарфор и нефрит Китая часто становились предметами коллекционирования. Например, украшенный драгоценными камнями среднеазиатский нож входил в коллекцию оружия Петра III, а китайские резные изделия из нефрита и аметиста происходят из императорских коллекций XIX века.
Связанные с именами российских монархов и выдающихся государственных деятелей драгоценные произведения отражают страницы прошлого Российской империи, позволяют представить различные аспекты жизни императорского двора, торжественные придворные светские и церковные церемонии и праздники, частную жизнь и увлечения царственных особ. Экспонаты выставки, представляющие уникальное собрание Музеев Московского Кремля, позволят саратовскому зрителю стать свидетелем расцвета Российской империи.
Добавить комментарий