Западноевропейское искусство XVI – XIX веков из частного собрания. Саратов
Выставка европейского искусства из частной саратовской коллекции, произведения которой были приобретены на международных аукционах, вводит нас в мир современного художественного рынка.
Коллекционера привлекает классика европейского искусства во всей ее широте и разнообразии. На выставке представлены произведения практически всех ведущих европейских школ - итальянской, французской, фламандской, голландской, австрийской, немецкой, от XVI до конца XIX века. Предпочтение отдается южным школам, прежде всего, искусству Италии.
В экспозиции есть не только прекрасные образы итальянских Мадонн, мифологические, религиозные сюжеты, но и занимательные уличные сценки конца XIX века, исполненные в импрессионистической манере. Заметен интерес собирателя к изображению конных баталий, особенно популярных в Европе после Наполеоновских войн. Одна из таких работ, «Кавалерийская схватка» итальянского художника Франческо Гонина (1808-1889) интересна не только как прекрасное живописное произведение. Сюжетом картины послужили события эпохи Рисорджименто (il risorgimento - возрождение, обновление), периода борьбы с иноземными захватчиками и создания единого итальянского государства в середине - второй половине XIX века.
В настоящее время выросла ценность старых копий с картин великих мастеров прошлого, сделанных их современниками. Джованни Баттиста Салви, прозванный Сассоферрато (1609- 1685), специализировался на повторениях картин великих мастеров эпохи Возрождения. Сассоферрато часто относили к современникам Рафаэля, хотя он жил на целое столетие позже. Оригинал «Мадонны с гвоздикой» кисти Рафаэля до недавнего времени считался утраченным. В 2004 году он был обнаружен в частной коллекции и приобретён Лондонской Национальной галереей. Искусное повторение «Мадонны с гвоздиками», приписываемое Сассоферрато, поистине является украшением выставки.
Из североевропейских живописных школ наиболее полно представлена английская. Это особенно ценно, так как работы мастеров Англии - большая редкость для отечественных собраний. «Портрет Луизы де Керуаль, герцогини Портсмутской» - блестящий образец английского женского портрета. Ее автор - Питер Лели (1618-1680), придворный художник короля Карла II. Гармоничная цветовая гамма портрета сохраняет парадный стиль живописи, и, вместе с этим, подчеркивает красоту и трогательность юной королевской фаворитки.
XVII век - «золотой век» фламандской живописи. Среди экспонатов выставки - произведения членов знаменитой антверпенской художественной династии - Хендрика ван Балена (ок. 1575-1632) и его сына Яна ван Балена (1611-1654). Обе картины, темой которых являются мифологические и евангельские сюжеты, написаны на медных пластинах значительного размера. Особенно впечатляет размер картины Х. ван Балена «Триумф Вакха и Ариадны (99х81 см). Использование как основы под живопись таких большеформатных медных пластин связано с технологическими трудностями, поэтому встречается довольно редко. Тем удивительнее, что на выставке есть еще одна картина значительного размера, написанная на меди - произведение итальянского художника XVIII века «Святая дева, уходящая в монастырь».
Две парные картины, выполненные «художником всех школ» - немецким живописцем Эрнстом Дитрихом (1712-1774) в стиле искусства рококо, господствующего стиля «галантного» XVIII века, изысканно декоративны. Однако идиллические пейзажи контрастируют с жестокостью изображенных событий. XVIII век - время бесконечных войн и разбойных нападений и, не случайно, такие сюжеты были очень популярны.
Значимую часть коллекции составляют работы XIX века. Разнообразные по стилям, жанрам, сюжетам, в целом они дают представление о сложности, противоречивости и неоднозначности этого времени. Второе рококо и реализм, салонное искусство и импрессионизм - произведения этих направлений нашли свое место на выставке.
Подлинность картин этого собрания подтверждена европейскими экспертами. Перед выставкой удалось уточнить атрибуцию ряда работ. Например, на картине «В кафе», считавшейся произведением школы знаменитого итальянского импрессиониста Помпео Мариани, обнаружена его подпись "P. Mariani". Это доказывает, что картина написана сами мастером, а не его учеником. В некоторых случаях было необходимо определить сюжеты картин. Так, на полотне Франческо Солимены изображён Александр Македонский и семья персидского царя Дария, тогда как ранее в ней видели библейский сюжет «Давид и Вирсавия».
Благодаря высокому художественному уровню коллекции эта выставка является настоящим подарком для любителей классического искусства.
Савицкая Т.Е., Краснопёрова Л.П., Щетина М.В., сотрудники отдела западноевропейского искусства Радищевского музея
Добавить комментарий