Персональная выставка живописных произведений Юлии Стогневой
Ее путь в искусство лежал через Саратовское художественное училище, где она в 1983-1987 годах занималась на оформительском отделении. С благодарностью Юлия вспоминает своих педагогов - Владимира Антоновича Белоновича и Валентина Сергеевича Успенского, оказавших на начинающую художницу заметное влияние. После окончания училища она пыталась определиться, найти себя, пробуя свои силы в разных видах искусства. Сначала занималась живописью и графикой (в те годы это были натурные пейзажи), затем, в 1990-е годы, увлеклась керамикой и стала создавать работы, многие из которых сложились в «Ангельский цикл». Именно в этих выразительных, лаконичных, тяготеющих к монохромности композициях впервые зазвучала собственная тема, начал складываться образный мир художницы. Через какое-то время, коллекционер Игорь Аскасев предложил попробовать перевести эти образы в живопись. Так ангелы «перенеслись» в новое, живописное пространство.
«Керамический период» в творчестве Юлии Стогневой завершился и начался новый, сложный и стремительно развивающийся процесс освоения нового художественного языка. Круг тем и сюжетов со временем значительно расширился, но по-прежнему «ангельская тема» осталась одной из ведущих в ее искусстве. Юлины ангелы лишены салонности и «красивости» (чем зачастую «грешат» подобные изображения). В то же время, художница никогда не стремилась приблизиться и к каноническим изображениям «крылатых вестников». Ангелы с большими грустными глазами «очеловечены» и наделены широким спектром разнообразных эмоций. Они могут сидеть, прислонившись к собаке и смотреть в небо; надеть красивое красное платье и заснуть от усталости, дружно пойти в баньку, опустить в тазик ноги и поливать друг друга из чайника. Смею предположить, что такая «земная, человеческая» трактовка этой темы связана с мировосприятием автора, которое основано на вере в божественную природу человека.
Ощущение жизни как поиска, а творчества как пути к постижению смысла существования, желание прорваться к сути и обрести гармонию, дающуюся знанием и причастностью к тайнам и системе бытия, заставляет автора обращаться к вечным темам, к евангельским сюжетам, давая им глубокую личную интерпретацию. Как хорошо было сказано Д. Сарабьяновым, что есть мастера, в творчестве которых онтологичность уступает место экзистенциальному началу. Словно одухотворяя материю, художник из месива густой живописной массы лепит образы: сначала возникают нечеткие очертания, затем поверх них процарапываются контуры изображений. Автор выстраивает острые композиционные ритмы, использует интенсивные контрасты колорита («Трапеза со святым духом») или, наоборот, работает с градациями практически одного цвета («Бегство в Египет», «Воскрешение Лазаря»). Стремление к обобщенности формы исключает объекты изображения из «обстоятельств места и времени», что увеличивает их смысловую и эмоциональную выразительность. Но при архетипическом уровне изображения, фигуры сохраняют свои характерные черты, не доводятся до уровня символа или знака.
Творчество Юлии уверенно вписывается в линию развития живописного экспрессионизма в саратовском искусстве. По манере письма (густому цветовому замесу, смелой деформации натуры), а также эмоционально-чувственному подходу искусство художницы наиболее близко к живописи Юрия Пашкина, Рифада Батаршина, Натальи Моисеевой.
Первая персональная выставка произведений Юлии Стогневой демонстрирует нам интересного и серьезного художника, обладающего большим живописным темпераментом, искусство которого затрагивает самые сущностные вопросы человеческого существования.
Добавить комментарий