М.А. АРИНИН «ЖНИЦА». ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева с 7 сентября по 8 октября 2015 года в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу М.А. Аринина «Жница» (1927).
Михаил Александрович Аринин (1897-1967) - один из самых талантливых саратовских художников первой половины 1920-х годов. Он является ярким представителем саратовской школы живописи, на развитие которой повлияли блистательные мастера - В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, П.С. Уткин, А.И. Савинов.
В 1924 году Михаил Александрович был вынужден уехать из Саратова в Среднюю Азию и поселиться в г. Коканде. Каждый год художник приезжал в Саратов, на Волгу. Его тянуло сюда, на родные волжские берега. Тут он и создавал удивительные по цвету и настроению пейзажи, отдыхал от напряженной и тяжелой жизни в Узбекистане.
Искусство Аринина-колориста наиболее ярко проявилось в картине «Жница» 1927 года. Название и сюжет примыкает к распространенным в то время картинам, изображающим трудовые будни советского народа: доярки, трактористы, пастухи.
В это время Михаил Александрович уже жил и работал в Узбекистане, но картина явно написана в родном Синодском, в Саратовской области, о чем говорит окружающая природа.
Фигура жницы изображена крупно, на первом плане, на фоне золотых колосьев, поля, зеленых холмов. На плече серп, кувшин в руке, хлеб и деревянная ложка в фартуке. Колористически холст решён лишь оттенками тёплых тонов: нежно-розовый тон блузы, белый цвет косынки оттеняет загар лица жницы, зеленого цвета передник с охристыми рефлексами от колосьев пшеницы, синяя, небесного цвета юбка. Создают густой прозрачный аккорд звенящего летнего полдня, который, пожалуй, и составляет самое существо созданного Арининым образа.
Чистые, звучные, яркие краски, использование крупной формы, отказ от лишних деталей - создают впечатление монументальности изображенного, как на картинах К.С. Петрова-Водкина или А.И. Савинова.
В Радищевском музее хранятся несколько живописных полотен Михаила Александровича Аринина, почти все написаны в Саратове, когда художник приезжал в отпуск на Родину. Тут он отдыхал от заказных работ, которые остались в музеях Узбекистана или утеряны со временем. Писал дорогие сердцу окрестности Саратова, Волгу, городские пейзажи Ленинграда и Москвы. Так же в запасниках музей есть несколько этюдов, которые воплотились в большие жанровые произведения, их мы можем увидеть на черно-белых фотографиях, которые художник присылал своей дочери в Москву, а с 2011 года они хранятся в музейном архиве.
Добавить комментарий