«НОСТАЛЬГИЯ» – ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА БОРИСА МЕДВЕДКИНА
«Ностальгия» - вторая персональная выставка Бориса Медведкина в Радищевском музее. Первая, под тем же названием, проходила летом 2009 года в Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова. Тогда вниманию зрителей были представлены великолепные акварели. В состав нынешней экспозиции включены и акварельные, и живописные работы из мастерской художника и из собрания Радищевского музея. Самые ранние из них были созданы в начале 1960-х годов, самые поздние - всего несколько лет назад.
Выбор автором во второй раз одного и того же названия для своей выставки представляется неслучайным. Тема ностальгии впервые прозвучала в творчестве Бориса Медведкина более тридцати лет назад: в 1985 году появилась первая акварель с таким названием. Вероятно, она была написана под впечатлением от одноименного кинофильма Андрея Тарковского (лента вышла на экраны в 1983 году) и зафиксировала не только эстетическую, но и духовную близость двух художников.
Оба они принадлежат поколению тех, кто родились в 1930-е годы, детьми пережили войну, потеряли близких, а в годы «оттепели», начав задавать себе «вечные» вопросы, поняли, что все готовые ответы фальшивы - а спросить, «как правильно», не у кого. Погибшие на фронте отцы вдруг оказались моложе своих сыновей: вспомним сцену из фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» 1965 года - и одно из стихотворений Медведкина, «Отец, я старше стал тебя...». Поиски смысла и правды вели художников молодого поколения к отрицанию прежней, «лакированной» картины социальной жизни, к формированию нового мироощущения и новым формам его эстетического воплощения. Кто-то в конце концов пришел к эстетике «сурового стиля», кто-то - к стилистике неореализма, а кто-то (подобно Тарковскому) за иллюзорным покровом реальности стал прозревать мистические глубины бытия.
В ранних акварелях Бориса Медведкина явственно ощутим отзвук шестидесятнической романтики «суровых будней». В листах из серии, посвященной авиации («Туман на полосе», 1968; «Нелетная погода», 1970) авторская интонация радикально отличается от прежних гимнов «сталинским соколам»: это уже не парадное «всё выше и выше», не «вместо сердца пламенный мотор» - это и в самом деле будни, по-своему красивые (в сдержанном серо-голубом колорите), героические, а иногда и трагические (родной брат художника, военный летчик, погиб в мирное время, не допустив падения самолета на город).
В другой серии акварелей, начатой в 1963 году во время поездки в Сибирь («На Енисее», 1963; «Искатели», 1965) и продолженной в 1970-е годы после поездки в Читинскую область («Приток Ангары», 1971), чувствуется характерная для этого времени лирическая одержимость путешествиями «за туманом и за запахом тайги» - и увлеченность лаконичным по цвету и рисунку творчеством художников 1920-х годов.
Написанные в разные годы акварели, посвященные Волге, также можно объединить в отдельную серию. В них лирический дар Бориса Медведкина раскрывается особенно ярко. «Волга. Утро» (1970), «Заготовка сена» (1979), «Волжский мотив» (1994), «Марьина протока» (2000) - это не просто пейзажи, на листе бумаге воспроизводящие реальные уголки природы, это поэтические высказывания, в которых художник преображает внешнюю действительность по образу и подобию своей души. Неяркий колорит, построенный на сочетании трех-четырех основных тонов, плавные контуры, тающее сфумато туманных очертаний и общее доминирование водной стихии над всеми прочими как раз и позволяют говорить о близости этих работ мистической эстетике Андрея Тарковского. И в этом смысле «Ностальгия» Бориса Медведкина, практически повторенная спустя пятнадцать лет («Воспоминание», 2000) воспринимается не просто как эмоциональное тяготение к какому-то конкретному месту или моменту прошлого (деревенская идиллия) - но как некая устремленность души, взыскующей обретения истинной «родины».
Живописные полотна, включенные в состав выставки, написаны художником в основном в 2000-е годы и по большей части также посвящены волжской природе. Многие из них созданы либо непосредственно на пленэре во время поездок на острова, либо по живым натурным впечатлениям - и потому всегда очень точно передают сезонное и атмосферное состояние изображаемого мотива. Как и акварели, они проникнуты тонким лирическим чувством, но более насыщены и разнообразны по колориту. Это уже не «суровый стиль», а крепкий, добропорядочный реализм, который, несомненно, порадует знатоков и ценителей такого искусства.
Борис Евгеньевич Медведкин родился 7 августа 1938 года в Сталинграде. В 1954-1956 занимался в художественной студии при сталинградском Дворце пионеров у Г.Я. Руднева. В 1956-1961 учился на живописно-педагогическом отделении Саратовского художественного училища у Р.М. Симонова, В.Ф. Гурова, М.И. Просянкина, В.К. Данилова, Б.В. Миловидова, В.С. Успенского. Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставках с 1962. Персональные выставки состоялись в 2003, 2006, 2008, 2009, 2012, 2013 (Саратов), 2015 (Саратов, Базарный Карабулак). Член Союза художников России с 1970.
Добавить комментарий