Поиск событий и заведений в Саратове
Афиша Саратова

НИКОЛАЙ СИМОН. ТЕАТР СУДЬБЫ

симон

Истории о живописных работах «Шарманщик» и «Пушкин читает стихи Наталье Николаевне» расскажет искусствовед на страницах своей рубрики.
ШАРМАНЩИК
В середине 1920-х годов Николай Симон пишет несколько вариантов живописной композиции «Шарманщик». «Шарманщик» 1924 года хранится сейчас в Радищевском музее.
Из темного пространства возникают грубовато очерченные фигурки чернобородого мужчины с шарманкой и попугаем и его белокурой спутницы. В цветовом решении угадывается опыт театрального декоратора, умение и привычка мыслить в сценическом пространстве. Это заметно, прежде всего, в том, как решен фон, «оживающий» при ярком искусственном освещении. Тяжелая фактура, то почти гладкая, то пастозная, чередование матовых и блестящих участков красочной поверхности дают эффект, подобный эффекту бесконечной глубины плоского театрального задника. Темное пространство проявляется сложным сочетанием коричневого, черного, серого, сгустками мерцающего темно зеленого. Красно-желтые «тлеющие» рефлексы от невидимого света играют на лицах, шарманке, оставляя нетронутыми лишь подол зеленого платья, крохотные белоснежные ножки девушки и странный наряд самого шарманщика.
Кто перед нами? Люди, актеры, марионетки? Или это вечно кочующая пара: поэт и муза? Внешней сюжетной завязки в картине нет. Явление героев, существующих вне времени, в равной степени может обернуться преддверием шекспировской трагедии или площадного балагана...
ПУШКИН ЧИТАЕТ СТИХИ НАТАЛЬЕ НИКОЛАЕВНЕ
В 1927 году дарит Радищевскому музею живописную работу «Пушкин читает стихи Наталье Николаевне» (1927).
Без всякого хрестоматийного глянца представляя поэта, Симон разыгрывает ироническую идиллию о семейном счастье, развивая тему «поэт и муза». Муза на этот раз предстает в облике Натальи Николаевн, роковой красавицы с черными бровями и алым ртом, кокетливо выглядывающей из кружев, оборок, воланов, каскадом падающих на кремово-сливочный пакет. Всё пространство картины безраздельно принадлежит ей. Даже фигурка малыша в голубом, которого она держит за руку выглядит лишь изысканным дополнением к наряду.
Мало заботясь о выверенности композиции, Симон с ловкостью фокусника рассыпает, сталкивает, смешивает краски, оставляя чистыми отдельные участки холста. Сквозь белое просвечивает и проступает голубое, розовое, желтое, бирюзовое, красное, серое. Где-то мазки сгущаются и обрушиваются сплошным волнистым движением кисти, имитируя оборки платья.
Изящная, затянутая во фрак фигура Пушкина решена скорее графическими средствами: общим коричнево-белым силуэтом, безотрывно скользящими линиями. Поэт вдохновенен, длиннорук, крупноголов и совершенно неподходящ для своей слишком роскошной музы...

Теги отсутствуют.
Комментарии - 0
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
Комментариев нет, вы можете оставить первый комментарий.
Добавить комментарий

Отзывы

Последний день когда было событие
НИКОЛАЙ СИМОН. ТЕАТР СУДЬБЫ
выставка
симон
Другие события сегодня
Советуем посетить выставки
Vip заведения
Календарь
Нашли ошибку