Новости
ОКБ им. Яковлева не хочет отдавать Як-3 Головатого в Саратов
ОКБ им. Яковлева намерено бороться за самолет Як-3 (заводской номер 1712), на передаче которого в Саратов настаивают ветераны "Саратовского авиазавода".
Напомним, этот истребитель был куплен на деньги саратовского пасечника Ферапонта Головатого для нужд Советской армии в годы Великой Отечественной войны. На нем летал Борис Еремин, которому машину Головатый передал лично в 1944 г. С 1991 г. самолет находился в США - как образец продукции ОКБ. Вместо запланированных трех лет он провел там более 20-ти и вернулся на Родину только в 2014 г.
С тех пор ветераны "САЗа" бьются за его транспортировку в Саратов, в музей на Соколовой горе. За это же выступают и потомки Ферапонта Головатого. Областная власть неоднократно заявляла, что намерена вернуть в город самолет-легенду, однако машина до сих пор находится в частном музее Вадима Задорожного в Подмосковье, хотя некоторые шаги к возвращению самолета были сделаны.
Сегодня "Известия" опубликовали версию представителей ОКБ им. Яковлева, которые утверждают, что машина принадлежит им по праву и посягательства властей Саратовской области беспочвенны. СМИ ссылается на замгенерального директора ОКБ Аркадия Гуртового (ранее ИА "СарБК" также получало ответ на свой официальный запрос от этого должностного лица): "Притязания саратовского музея на самолет не имеют под собой исторических и правовых оснований. Мы владели этим самолетом 60 лет. Нам передали его останки. Мы его восстановили и все годы поддерживали в идеальном состоянии. А теперь ставится вопрос о том, чтобы изъять у нас этот самолет и передать в Саратов. Мы с этим не согласны. Он принадлежит нам как на основании исторических документов, так и по сроку приобретательной давности".
Сообщается, что главным аргументом в пользу передачи самолета в Саратов является дарственная надпись на борту "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага".
"Идея отдать самолет, чтобы он стоял прикованным к земле в малопосещаемом региональном музее, а не летал на многотысячных авиашоу во славу нашей Победы, является преступлением против памяти о подвиге нашего народа в той войне и прямо противоречит поручениям президента РФ", - цитирует федеральное СМИ и директора частного Музея техники, где сейчас экспонируется Як-3, Вадима Задорожного.
Заявления Гуртового и Задорожного прокомментировал ветеран "САЗа" и один из активистов возвращения Як-3 в Саратов Александр Бернадский: "Я уже неоднократно говорил, что желающих на эту бесценную реликвию будет хоть отбавляй и могут вмешаться великие мира сего. Пока самолет был в США, он был никому из ОКБ и Задорожному не нужен. Стоило только его вернуть с помощью депутата Алимовой и министра иностранных дел Лаврова, как он стал тут же востребован.
Наша задача была доказать, что самолет никогда не принадлежал ОКБ и не находится в его собственности. Это мы, ветераны "САЗа", сделали. Самолет оформили в федеральную собственность. Попутно решили вопрос с минкультом и Росимуществом РФ о распоряжении на передачу его в Саратов.
Далее надо было вступать в дело губернатору и правительству области. Заставить их включиться в это дело оказалось самой трудной задачей. Теперь, когда оставался последний шаг решить последние вопросы с Росимуществом, все затормозилось. Вместо того, чтобы решать вопросы в Москве непосредственно с исполнителями с руководством Росимущества, все свелось к переписке, к затягиванию времени и как результат - эта статья в "Известиях". Предвидя подобный оборот, я направил 3 мая письмо непосредственно спикеру Госдумы Вячеславу Володину, как земляку, чтобы он подключился к этому к вопросу, чтобы помог правительству области решить последние вопросы по Як-3. Результат - мое обращение 16 мая отправили обратно в Саратов, в облправительство. Смогут ли решить вопросы наше документооборотное правительство, я уже не знаю... Видимо, надо вводить более тяжелую артиллерию".