Новости
Прокурор предложил установить у домов-памятников муляжи видеокамер
В Саратовской области находится 1 251 объект культурного наследия, только в отношении 623 из них утвержден предмет охраны. Об этом на сегодняшнем совещании по охране ОКН в облдуме рассказал старший помощник прокурора региона Алексей Шкромада.
Для планирования финансирования этих мероприятий действует госпрограмма области, однако "программных решений с учетом показателей недостаточно". Ежегодно планировалось утверждать зоны охраны для восьми объектов, после вмешательства прокуроров их число было увеличено до 55-ти. В Саратове по муниципальной программе на эти цели выделили дополнительно еще 4 млн руб., однако и этого мало.
В части охраны ОКН выявляемые нарушения "имеют широкий спектр", отметил прокурор. Они связаны с несоблюдением ограничений зон охраны, непризнанием права собственности, недостаточным бюджетным финансированием сферы, нарушением требований к содержанию и охране памятников (реконструкция, ремонт или др.). По результатам прокурорских проверок "возбуждены несколько уголовных дел".
Член Общественной палаты области Ольга Мотева спросила, поможет ли "глобальное" увеличение штрафов за нарушения, связанные с охраной памятников.
Шкромада подчеркнул, что главный принцип наказания - оно должно быть неотвратимым, а "увеличение санкций, как правило, не приводит к уменьшению правонарушений и преступности". Он привел пример, когда даже после снятия камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД на участке одной из дорог водители продолжали ездить по нему, сбавляя скорость. Прокурор предложил хотя бы сделать у памятников камеры-"болванки" и таблички о том, что ведется видеонаблюдение.
Уполномоченный по правам человека в области Надежда Сухова заявила, что нужно в первую очередь усовершенствовать правоприменительную практику. У правоохранительных органов она увидела "незаинтересованность определенного рода", в том, чтобы доводить дела, в том числе связанные с вандализмом по отношению к ОКН, "до понятного логического завершения". Она предложила усилить взаимодействие между основными участниками процесса по сохранению памятников, в том числе правоохранителями, органами МСУ, общественниками.
До подрастающего поколения нужно донести информацию не только об ответственности, но и в первую очередь о значении этих памятников, считает она. Помимо этого, надо решить вопрос с бесхозяйными памятниками: "Все проблемы начинаются с того, что памятник ничей".
Мотева заметила, что детям необходимо прививать "культуру общения с памятниками", и "где-то ребенку должны позволить дотронуться до памятника, постоять". При этом эксперты, например, в случае выставочной военной техники жалуются, что дети "где-то что-то отломали". Получается, должна быть "четкая инструкция по отношению к каждому объекту".
Председатель комитета по архитектуре администрации Саратова Анастасия Пузанова рассказала, что сейчас для города "принципиально важна" консервация нескольких зданий, в том числе по адресам: Кутякова, 12; Радищева, 5; Большая Казачья, 21; Мичурина, 109 и 141. По всем объектам проводятся обсуждения с районными администрациями. Им дали поручение просчитать, сколько денег понадобится на консервацию. Финансовый вопрос здесь стоит остро. К примеру, если в прошлом году по Кутякова, 12, проектная документация на консервацию стоила 500 тыс., в этом - "уже порядка 2 с лишним млн".
Но проблема заключается не только в необходимости изыскивать средства. Не все объекты освобождены от прав третьих лиц. Они расселены, но есть еще нежилые помещения. С прошлого года закладываются средства на выкуп: "Нужно полностью их освободить. Другого механизма пока не видим".
Также для зданий-памятников делают инвестпаспорта, чтобы "заинтересованные" могли ознакомиться с ними, решить, подо что их можно было бы приспособить после ремонта.
В городе, по словам чиновницы, готовы развернуть "некую социальную кампанию по противодействую вандализму". Сейчас разрабатываются макеты. Предполагается, что в скором времени запустят социальную рекламу.