Новости
Открывается выставка графики "Саратов православный"
В историческом здании саратовского музея имени Радищева сегодня в 18 часов откроется выставка графики "Саратов православный: утраченные и сохранившиеся храмы глазами художников 19-20 веков".
В экспозиции будут представлены более тридцати произведений графического искусства, созданных российскими мастерами двух временных эпох. Обращение художников в своем творчестве к теме сохранения религиозного архитектурного наследия – знак особого внимания и уважения к истории самого города.
Специалисты обращают особое внимание на некоторые работы. Так, панорамная работа Вячеслава Морковина представляет Свято-Троицкий храм как живую легенду, связавшую прошлое и настоящее. Мастер заставляет вглядеться в знакомый архитектурный силуэт и восхититься необычайным величием и красотой собора, возвышающегося над необозримыми просторами Волги. Главный храм города запечатлели на своих холстах также Александр Чечнев и Елена (Морозова).
С обликами некоторых несуществующих храмов можно познакомиться благодаря представленным на выставке фотографическим снимкам и открыткам конца 19 – начала 20 века. Например, на миниатюрном офорте графика Алексея Кравченко, исполненном в 1916 году, узнаваем Александро-Невский кафедральный собор в тени молодых деревьев сада "Липки".
Николай Белавин и Валентин Евграфов создали ряд обширных графических серий, посвященных церквям и храмам Саратова, уцелевшим в перипетиях истории. На выставке представлены гравюры из графического альбома "Возрожденные храмы Саратовской епархии" (1990 – 1991) Белавина. Монохромные картины похожи на фотографические снимки, зафиксировавшие определенный момент жизни каждого известного архитектурного сооружения. Авторству Евграфова принадлежат линогравюры нескольких художественных серий - "Саратов" (1986), "Все, что осталось" (1990-1991) и "Волжский район" (1996). "Он предложил зрителю не просто увидеть, а, скорее, почувствовать в цвете особую поэтику и очарование городcкой архитектуры. Понимая культурно-историческую значимость каждого сохранившегося объекта культового зодчества, художник приложил колоссальные усилия по защите от уничтожения северных ворот ограды утраченного Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря. Графический лист с образом чудом уцелевшей арки представлен на выставке", - пишут составители выставки.
Тему истории саратовских монастырей продолжает масштабная гравюра "Вид Спасо-Преображенского монастыря" (1818) Ивана Иванова, мастера перспективной живописи, архитектора, академика Императорской Академии художеств. Произведение – уникальное документальное свидетельство облика существовавшего в городе грандиозного монастырского комплекса.
Работать выставка "Саратов православный" будет до 30 июля.