Новости
"Зима" Гришковца в ТЮЗе: воспоминания с налетом водевильности и праздничный взрыв
Вчера на малой сцене зрители увидели "Зиму" Евгения Гришковца в исполнении Воронежского камерного театра. Театра, как рассказал его худрук Михаил Бычков, вовсе не "юного зрителя", а зрителя среднего возраста. Это он попытался воплотить и в "Зиме", где актеры должны играть в первую очередь для своих сверстников и о них, как, в общем-то, и задумано в большинстве пьес Гришковца. Для воронежцев и Бычкова это 1-я проба не только Гришковца, но и современной драматургии, вообще. Премьера спектакля состоялась 21 марта.
Саратовцы ждали спектакль с особым интересом. Местный театр АТХ в прошлом году подготовил свою версию "Зимы", но показ спектакля не состоялся по нелепому и трагическому стечению обстоятельств - из-за захвата заложников в "Норд-осте". У "атэхашников" многое было похоже на те события - камуфляж, бомба в зале. Кроме того, "кусок" "Зимы" (сцена "Как это - хотеть курить?") был использован в спектакле АТХ "Там". Саратовцы его видели только один раз, но, тем не менее, тем, кто видел, было с чем сравнивать. Билеты на гастрольную "Зиму" были распроданы почти за месяц до спектакля. При этом, это были самые дорогие билеты - по 100 руб. вне зависимости от места.
Спектакль воронежцев не был милитаризован, не вызывал ассоциаций с войной и терроризмом. Режиссер сделал упор на воспоминаниях "людей среднего возраста" о детстве и молодости, сожалении о нереализованных мечтах. Упор на том, что составляет тот самый кризис среднего возраста, которым пронизаны пьесы Гришковца. И все же тема воспоминаний вторична. На первом плане - действие, сюжет, конечная цель которого - взрыв. В пьесе действующие лица - солдаты - постоянно думают о взрыве. Они вспоминают прожитую жизнь, уходят тем самым от мыслей о своем задании, но постоянно к ним возвращаются. В спектакле же они уходят слишком далеко. Эстрадная музыка (A.Liver, The Jellyfish, A.Popp, Zelwer, Boney M, KGB-band) и хореография придает спектаклю налет водевильности. Положение ухудшается тем, что актеры не сразу разыгрались. Поначалу, как бы они не говорили, не было похоже, что им холодно, что они давно уже идут с тяжелыми рюкзаками и устали, что хочется курить. Тема водевильной молодости (первого свидания, вечеринки) им удавалась больше.
Но нет худа без добра. Зрителю понравилась комедийная составляющая спектакля. В зале постоянно стоял даже не смех, а скорее гогот. Отдельные реплики были горожанам особо близки - "Когда же тепло-то будет?" Завершился спектакль "празднично" - взрыв реализован режиссером в виде небольшого фейерверка на авансцене.