Новости
Собственник отказывается возвращать Як-3 Ферапонта Головатого в Саратов
"Объединенная авиастроительная корпорация" не намерена возвращать в Саратов легендарный самолет Великой Отечественной Як-3, который был собран в Саратове и приобретен для фронта саратовским крестьянином Ферапонтом Головатым.
Напомним, что в ноябре 2014 г. машина вернулась в Россию из американского города Санта-Моника, где она с 90-х находилась в экспозиции частного музея авиации. Региональные власти заявили о том, что самолет будет возвращен в Саратов. "Администрация ОКБ (имени Яковлева. - Ред.) приняла решение о передаче истребителя в Саратовский музей", - заявила в марте этого года министр культуры области Светлана Краснощекова.
В официальном ответе на запрос хранителя музея Саратовского авиазавода Валентина Аристархова исполнительный вице-президент ОАК Александр Туляков сообщил, что возврат самолета недопустим. По его словам Як-3 входит в коллекцию натурных самолетов, созданных ОКБ имени Яковлева и размещенных в музее техники Вадима Задорожного (после прибытия в Россию Як-3 отправлен туда на реставрацию). "Коллекция является собственностью ОКБ имени Яковлева и разбивать ее считаем недопустимым", - отмечает Туляков, подчеркивая, что такого мнения придерживаются коллектив и совет ветеранов конструкторского бюро. По мнению топ-менеджера, место самолета - в подмосковном музее, так как он обладает техническими возможностями по поддержанию состояния машины, его посещают 700 тыс. чел. в год.
Туляков подчеркивает, что с 1950-х гг. реставрацией и обслуживанием самолетов занималось ОКБ, кроме того, бюро "за собственные средства" занималось возвращением самолета с 1995 г.
Вместе с тем Туляков отмечает, что музей Вадима Задорожного может предоставить Саратову взамен другой самолет: "Учитывая, что музей уже имеет 1 самолет Як-1, подаренный саратовцем Ф.П. Головатым летчику Б.Н. Еремину, считаем целесообразным предложить музею другой самолет Як-3, который был найден поисковиками и восстановлен".
Сам Валентин Аристархов считает такую замену недопустимой, поскольку в этом случае размещение Яка в экспозиции музея трудовой славы теряет смысл и связь с Саратовом, кроме того, оно не окажет должного воспитательного и патриотического эффекта. Ветеран авиазавода также не согласен с заявлением о том, что самолет якобы входит в коллекцию подмосковного музея: она была создана в 2006 г., тогда как самолет Головатого с 1992 по 2014 г. находился за океаном.
По словам Аристархова, возвратом самолета после 1995 г., когда истек контракт с американской фирмой "Ганнел", занимался сам летчик Борис Еремин, после его кончины это дело продолжили ветераны авиазавода. "Обращений других организаций или лиц на возврат самолета из США, подтвержденных известными для широкого круга заинтересованных лиц документами, не имеется", - сообщил Аристархов.