Новости
130 лет Радищевскому музею. Акция в защиту культуры и юбилей рисовального училища
28 июня 1990 г. по всей стране работники культуры и члены творческих союзов и организаций провели акцию в защиту культуры. Своеобразной заявкой на нее стало обращение ряда руководителей творческих союзов и государственных учреждений и образования к Президенту СССР, Верховному Совету СССР, Верховным Советам союзных и автономных республик ("Предотвратить катастрофу культуры" - "Советская культура", 16 июня).
Активно откликнулись на призыв о проведении акции и работники культуры Саратова. "Закон должен защитить культуры от случайности истребления!" - под таким наспех расписанным кумачовым транспарантом ровно в 12 час. дня у входа в Радищевский музей начался сбор подписей горожан в защиту культуры. Шоферы и студенты, доценты и художники, продавцы и журналисты - равнодушных не было. Все подписывались под требованиями инициативной группы коллектива музея: оказать незамедлительную помощь в реставрации филиалов музея - домов Павла Кузнецова и Виктора Борисова-Мусатова, создать в городе реставрационный центр, без промедления объявить исторический центр Саратова особой градостроительной и исторической зоной (т.е. запретить в центре типовое строительство, пересмотреть проекты отвода территории под новое строительство, пресечь пустую трату народных денег).
Сотрудники музея также поднимали вопрос о необходимости расширения площадей - музей за 105 лет не расширился ни на один квадратный метр. Также была затронута проблема, связанная с ненадлежащими условиями хранения экспонатов. Музей реставрировали к 100-летнему юбилею, но по заключению лаборатории биозащиты Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря, в условиях высокой переувлажненности хранятся 4 тыс. уникальных экспонатов - фарфор, стекло, мебель, скульптура, а также 30 тыс. экземпляров книг 18-20 вв.
А 29 июня 1947 г. в залах Радищевского музея открылась грандиозная выставка, посвящённая 50-летию Саратовского художественного училища, преемнику Боголюбовского рисовального училища. На экспозиции были представлены 442 произведения 75-ти художников.
Алексей Петрович Боголюбов, основатель Радищевского музея, был глубоко убеждён, что "музей без школы есть тело без души", считая, что музейные коллекции должны являться "художественным пособием для этетического развития учащихся и всех желающих заниматься и изучать искусство". Уже при составлении проекта здания архитектор Штром учитывал указание Боголюбова о размещении музея и школы под одной крышей. По целому ряду причин БРУ было открыто только спустя 12 лет, в феврале 1897 г., и размещалось оно в здании музея до 1924 года.
Большую работу по подготовке выставки к юбилею одного из старейших учебных заведений страны провел сотрудник музея Кожевников, изучавший историю училища с конца 1930-х гг. К юбилею он разыскал десятки выпускников, начал переписку с саратовскими художниками, переехавшими в другие города, собрал биографические материалы о них, мемуары выпускников о годах учёбы и Саратове той поры, написал очерк об истории училища.
На художественной выставке в музее были представлены живописные, графические и скульптурные работы художников, в разное время учившихся или преподававших в Саратовском художественном училище, и работавших как в Саратове, так и в Москве, Ленинграде, Ташкенте и других городах. Только незначительная часть произведений являлась собственностью музея, остальные были предоставлены на выставку самими авторами. Экспозиция включала работы как старейших саратовских художников, первых преподавателей рисовального училища - Боевой, Боева, Коновалова, Корнеева, Никулина, - датируемых самым началом 20 в., так и произведениями, созданными в 1930-1940-е гг. - что позволило не только представить "саратовскую школу", но и дать информацию о состоянии современного искусства. Состоялась также конференция, посвященная юбилею училища.